При изучении Тайцзи цюань, как и любого другого искусства, важно не просто старательно повторять движения и проявлять точность техники исполнения, но и понимать особенности внутренней работы, которая и составляет основу Мастерства — Кунфу.
В данном случае мы рассмотрим Пять фундаментальных принципов Тайцзи цюань, на которых основывается дальнейший рост Мастерства:
1. Опустить затылок удерживая энергию Цзинь в макушке.
2. Слегка «вобрать грудь» и «растянуть спину».
3. Расслабить плечи и уронить локти.
4. Опустить Ци в даньтянь / поле киновари.
5. Удерживать копчик на оси вращения тела.
Для начинающих изучать Тайцзи эти принципы могут быть не понятными в исполнении. Но при регулярных занятиях, размышлении и непосредственного пояснения Мастера смысла этих основ станет понятным, как управлять своим телом и энергией.
1. Опустить затылок удерживая энергию Цзинь в макушке.
Это значит, что следует «подвесить голову» за маковку, держа шею и череп на одной прямой линии. Лишь тот, кто может удерживать энергию Цзинь в макушке, способен начинать правильно выполнять движения. Тогда его духовная мощь Шэнь увязывается с макушкой. Однако, при этом не следует применять мышечную силу Ли, которая лишь закрепостит шею, препятствуя циркуляции энергии Ци и крови.
Для того, чтобы «опустошить затылок», следует изгнать все, обычно забивающие голову мысли, сделать сознание чистым и спокойным, чтобы мысли текли легко и свободно. Благодаря этому чистое Ци поднимается вверх, а мутное Ци опускается вниз.
У того, кто сможет опустошить затылок, удерживая энергию в макушке, жизненная сила, духовная, психическая энергия Цзин шэнь сможет подняться сама, т.е. спонтанно пробудиться и прийти в движение. В результате, всё тело становится лёгким и проворным, живым и одухотворённым, хорошо центрованным (не будет болтаться из стороны в сторону), а ноги в положении всадника приобретут большую устойчивость.
- Слегка «вобрать грудь» и «растянуть спину».
Для того, чтобы слегка «вобрать грудь» следует втянуть её вовнутрь, избегая всяческого напряжения. Степень вбирания груди зависит от характера выполняемых упражнений. При вобранной груди руки надёжно прикрепляются к плечам, тем самым, как бы немного удлиняются.
Если выпячивать грудь, то Ци на этом уровне сдавливается и не может проникать в руки. Вместе с тем, верхняя часть туловища тяжелеет, а нижняя становится лёгкой и ноги стоят на земле не прочно.
Для того, чтобы вобрать грудь необходимо растянуть спину, расслабив позвоночник таким образом, как будто его потянули вверх. Одновременно с этим, следует расслабить плечи и уронить локти вдоль туловища. Иначе лёгкие будут сдавлены, что препятствует естественным физиологическим и энергетическим процессам в теле Шэнли.
Кроме того, нужно обратить внимание на то, чтобы Ци как бы приклеилась к спине и проникла в позвоночный столб, накапливаясь там. Таким образом, перед тем как пустить энергию Цзинь в ход необходимо вобрать грудь и растянуть спину, чтобы «собраться». То, что выходит из позвоночника, не есть только мускульная сила рук.
- Расслабить плечи и уронить локти.
Практикуя Тайцзи цюань следует использовать силу мысли И, а не силу мышц Ли. Плечи должны быть расслаблены, а локти опущены вдоль тела. В этом случае плечи надёжно связаны с телом, что увеличивает радиус действия рук.
Сохранение равного расстояния между плечами и локтями создаёт благоприятные возможности для движения энергии Цзинь, её проникновение в руки, концентрации в них и испускание. В противном случае локти застывают и деревенеют, а плечи приподнимаются и руки больше не являются командирами силы Ли. В этом случае нет никакой лёгкости, проворства, округлости и живости, а потому не может быть и речи об испускании энергии Цзинь.
- Опустить Ци в даньтянь / поле киновари.
Погрузить Ци Первичного Неба (сяньтянь) в поле киновари, в сущности означает умение расслаблять поясницу и живот. Умение их расслаблять позволяет суставам тела становится раскованными. Благодаря этому Ци и кровь получают возможность беспрепятственно циркулировать по телу. При этом ноги получают возможность наливаться силой Ли, а таз может затрачивать минимум энергии в ходе любых передвижений.
Как сказано в трактате: «Ци коренится в пятках / ступнях, проходит в ноги, контролируется в пояснице». Или ещё говорится: «Ци подобно тележному колесу, а поясница – его оси».
Благодаря расслаблению поясницы и живота вращательные движения могут выполнятся легко и проворно, а все части тела движутся с той же скоростью. Если же поясница и живот напряжены, движения становятся медленными и неловкими, а энергии Цзинь неоткуда испуститься. Это не имеет ничего общего с традициями школы тайцзи.
- Удерживать копчик на оси вращения тела.
Чтобы любое круговое движение выполнялось без затруднений необходимо всё время удерживать копчик на оси. Самое главное знать, каким образом энергия Цзинь испускается в каждом конкретном движении. Успеха в этом можно добиться лишь при удерживании копчика на оси, что является, в принципе, важнейшим принципом Тайцзи цюань. Разумеется, каждое движение Тайцзи цюань применяются в конкретных условиях. Однако, успех любого из них зависит от увязывания направления испускания энергии и положений рук, поясницы, ног, головы, ступней и т.д. Это нужно выполнять таким образом, чтобы направление общей составляющей всех задействованных в этом движении сил проходило через центр тяжести тела.
Неустанно упражняясь в этом можно добиться успеха не только в испускании энергии, но и в использовании сил инерции тела. Кроме того, если тело не наклоняется ни в одну, ни в другую сторону, сохраняя свой центр и ось, движения приобретают большую устойчивость. Всё это полностью соответствует принципам динамике (лисюэ юаньли) в физике (ули сюэ).
Если выполнять эти правила, можно научиться концентрировать силу и испускать её. Эта сила способна «опрокинуть гору и перевернуть море». При этом, движения осуществляются с быстротой молнии, а всё тело становится устойчивым, подобно горе Тайшань, пребывая в том месте, где нет поражений.
Вот, в общих чертах, пять фундаментальных принципов Тайцзи цюань.
У Юйсян.