5 фундаментальных принципов Тайцзи цюань

Мастер Хо Жуйтхин объясняет принципы Тайцзи
Мастер Хо Жуйтхин объясняет принципы Тайцзи в клубе Ушу и Цигун “Круг Силы”. Москва, 2008.

При изучении Тайцзи цюань, как и любого другого искусства, важно не просто старательно повторять движения и проявлять точность техники исполнения, но и понимать особенности внутренней работы, которая и составляет основу Мастерства – Кунфу.

В данном случае мы рассмотрим Пять фундаментальных принципов Тайцзи цюань, на которых основывается дальнейший рост Мастерства:

1. Опустить затылок удерживая энергию Цзинь в макушке.
2. Слегка «вобрать грудь» и «растянуть спину».
3. Расслабить плечи и уронить локти.
4. Опустить Ци в даньтянь / поле киновари.
5. Удерживать копчик на оси вращения тела.

Для начинающих изучать Тайцзи эти принципы могут быть не понятными в исполнении. Но при регулярных занятиях, размышлении и непосредственного пояснения Мастера смысла этих основ станет понятным, как управлять своим телом и энергией.

1. Опустить затылок удерживая энергию Цзинь в макушке.

Это значит, что следует «подвесить голову» за маковку, держа шею и череп на одной прямой линии. Лишь тот, кто может удерживать энергию Цзинь в макушке, способен начинать правильно выполнять движения. Тогда его духовная мощь Шэнь увязывается с макушкой. Однако, при этом не следует применять мышечную силу Ли, которая лишь закрепостит шею, препятствуя циркуляции энергии Ци и крови.

Для того, чтобы «опустошить затылок», следует изгнать все, обычно забивающие голову мысли, сделать сознание чистым и спокойным, чтобы мысли текли легко и свободно. Благодаря этому чистое Ци поднимается вверх, а мутное Ци опускается вниз.

У того, кто сможет опустошить затылок, удерживая энергию в макушке, жизненная сила, духовная, психическая энергия Цзин шэнь сможет подняться сама, т.е. спонтанно пробудиться и прийти в движение. В результате, всё тело становится лёгким и проворным, живым и одухотворённым, хорошо центрованным (не будет болтаться из стороны в сторону), а ноги в положении всадника приобретут большую устойчивость.

 

  1. Слегка «вобрать грудь» и «растянуть спину».

Для того, чтобы слегка «вобрать грудь» следует втянуть её вовнутрь, избегая всяческого напряжения. Степень вбирания груди зависит от характера выполняемых упражнений. При вобранной груди руки надёжно прикрепляются к плечам, тем самым, как бы немного удлиняются.

Если выпячивать грудь, то Ци на этом уровне сдавливается и не может проникать в руки. Вместе с тем, верхняя часть туловища тяжелеет, а нижняя становится лёгкой и ноги стоят на земле не прочно.

Для того, чтобы вобрать грудь необходимо растянуть спину, расслабив позвоночник таким образом, как будто его потянули вверх. Одновременно с этим, следует расслабить плечи и уронить локти вдоль туловища. Иначе лёгкие будут сдавлены, что препятствует естественным физиологическим и энергетическим процессам в теле Шэнли.

Кроме того, нужно обратить внимание на то, чтобы Ци как бы приклеилась к спине и проникла в позвоночный столб, накапливаясь там. Таким образом, перед тем как пустить энергию Цзинь в ход необходимо вобрать грудь и растянуть спину, чтобы «собраться». То, что выходит из позвоночника, не есть только мускульная сила рук.

 

  1. Расслабить плечи и уронить локти.

Практикуя Тайцзи цюань следует использовать силу мысли И, а не силу мышц Ли. Плечи должны быть расслаблены, а локти опущены вдоль тела. В этом случае плечи надёжно связаны с телом, что увеличивает радиус действия рук.

Сохранение равного расстояния между плечами и локтями создаёт благоприятные возможности для движения энергии Цзинь, её проникновение в руки, концентрации в них и испускание. В противном случае локти застывают и деревенеют, а плечи приподнимаются и руки больше не являются командирами силы Ли. В этом случае нет никакой лёгкости, проворства, округлости и живости, а потому не может быть и речи об испускании энергии Цзинь.

 

  1. Опустить Ци в даньтянь / поле киновари.

Погрузить Ци Первичного Неба (сяньтянь) в поле киновари, в сущности означает умение расслаблять поясницу и живот. Умение их расслаблять позволяет суставам тела становится раскованными. Благодаря этому Ци и кровь получают возможность беспрепятственно циркулировать по телу. При этом ноги получают возможность наливаться силой Ли, а таз может затрачивать минимум энергии в ходе любых передвижений.

Как сказано в трактате: «Ци коренится в пятках / ступнях, проходит в ноги, контролируется в пояснице». Или ещё говорится: «Ци подобно тележному колесу, а поясница – его оси».

Благодаря расслаблению поясницы и живота вращательные движения могут выполнятся легко и проворно, а все части тела движутся с той же скоростью. Если же поясница и живот напряжены, движения становятся медленными и неловкими, а энергии Цзинь неоткуда испуститься. Это не имеет ничего общего с традициями школы тайцзи.

 

  1. Удерживать копчик на оси вращения тела.

Чтобы любое круговое движение выполнялось без затруднений необходимо всё время удерживать копчик на оси. Самое главное знать, каким образом энергия Цзинь испускается в каждом конкретном движении. Успеха в этом можно добиться лишь при удерживании копчика на оси, что является, в принципе, важнейшим принципом Тайцзи цюань. Разумеется, каждое движение Тайцзи цюань применяются в конкретных условиях. Однако, успех любого из них зависит от увязывания направления испускания энергии и положений рук, поясницы, ног, головы, ступней и т.д. Это нужно выполнять таким образом, чтобы направление общей составляющей всех задействованных в этом движении сил проходило через центр тяжести тела.

Неустанно упражняясь в этом можно добиться успеха не только в испускании энергии, но и в использовании сил инерции тела. Кроме того, если тело не наклоняется ни в одну, ни в другую сторону, сохраняя свой центр и ось, движения приобретают большую устойчивость. Всё это полностью соответствует принципам динамике (лисюэ юаньли) в физике (ули сюэ).

Если выполнять эти правила, можно научиться концентрировать силу и испускать её. Эта сила способна «опрокинуть гору и перевернуть море». При этом, движения осуществляются с быстротой молнии, а всё тело становится устойчивым, подобно горе Тайшань, пребывая в том месте, где нет поражений.

Вот, в общих чертах, пять фундаментальных принципов Тайцзи цюань.

У Юйсян.