Кулак богомола – Танлан цюань

История создания

Кулак богомола (танлан-цюань) является широко известным и распространённым стилем китайского боевого искусства. История возникновения данного стиля Ушу, как и многих других, не имеет точных, документально подтверждённых сведений, но существует легенда о его создании.

Считается, что основателем стиля богомола является монах Ван Лан, выходец из провинции Шаньдун, который был послушником известного монастыря Шаолинь. Изучив технику шаолинь-цюань, Ван Лан в виду сложившихся обстоятельств был вынужден покинуть стены Шаолиньсы и отправился к себе на родину, где поселился в монастыре Тайцин на горе Лаошань. Здесь Ван Лан продолжил своё совершенствование в кулачном искусстве уже непосредственно под руководством настоятеля монастыря и старших братьев.

Однажды, тренируясь самостоятельно на лесной поляне недалеко от монастыря, Ван Лан увидел, как богомол схватил цикаду передними лапами и длительное время не выпускал её из своих железных объятий. Это произвело на Ван Лана неизгладимое впечатление, поскольку цикада была в несколько раз больше богомола и имела достаточно мощные лапы и челюсти. Однако, в данной ситуации она была совершенно беспомощна и только стрекотала. Ван Лану стало интересно, что же будет дальше и он с интересом продолжал наблюдать за схваткой. Но к его разочарованию ничего существенного не происходило, и тогда он решил освободить цикаду при помощи небольшого прута, сорванного с дерева. Освободив цикаду, богомол повернулся к Ван Лану, и попытался захватить прут, которым тот дразнил его. И это ему удалось, что ещё раз поразило монаха. Движения лап богомола были настолько быстры и точны, что Ван Лан пришёл к выводу о возможности использования их для создания техники кулачного боя. Наблюдения за богомолом продолжались некоторое время, и это привело к созданию базовой техники рук, которая существенно отличалась от известных ему ранее своей рациональностью и эффективностью. Годы упорных тренировок, множество часов раздумий привели к созданию нового стиля рукопашного боя.

Прошло немало времени, прежде чем, созданное Ван Ланом боевое искусство, стало целостной системой, и было передано им одному из даоских монахов по имени Шэн Сяо. Тот в свою очередь передал знания Ли Сан Цзяну, который работал в охранном бюро, сопровождая различные грузы по территории Китая и достаточно хорошо владел боевым искусством. Изучив стиль богомола, Ли Сан Цзян провёл определённую работу, направленную на совершенствование техники, и повышения её эффективности. Он разработал новые комплексы формальных упражнений с оружием и без него, ввёл в тренировочный процесс более прогрессивные методы подготовки и, что немаловажно, особое внимание уделил изучению наиболее эффективных в реальном поединке техник, а сложные, малопригодные для боя движения исключил из арсенала школы.

С Ли Сан Цзяня начинается разделение стиля богомола на различные подстили или школы: «кулак богомола семи звёзд» (цисин танлан цюань), «кулак шаолиньского богомола» (шаолинь танлан цюань), а также тайзци танлан цюань, мэйхуа танлан цюань и другие направления.